Региональные особенности контроля над отмыванием доходов, полученных преступным путем
Контроль над отмыванием денег в США. Правовую базу борьбы с легализацией преступных доходов в США составляют два уровня законодательных актов – федеральные акты и законы штатов.
К числу федеральных законов относятся: "The Bank Records and Foreign Transaction Reporting Act" (Акт о банковских записях и отчетности по международным операциям), известный также под названием "Bank Secrecy Act" – BSA (Акт о банковской тайне) и Закон о борьбе с "отмыванием" денег (1986).
"Bank Secrecy Act" установил нормы, касающиеся документации и отчетности для частных лиц, банков и других финансовых предприятий. Причиной принятия данных норм явилось стремление оказать помощь правоохранительным органам в преодолении проблем, порожденных законами по охране банковской тайны, принятыми в разных странах. Закон BSA помогает установить источники, объем и движение американской валюты и других денежных инструментов, ввозимых или вывозимых из страны либо помещенных в финансовые предприятия. Этот закон также регулирует использование полученной информации для расследования уголовных, налоговых и других правонарушений.
Закон состоит из двух частей. Первая часть, обобщенная в разделе 12 "The Unated Stated Code" – USC (Объединенный кодекс) требует, чтобы банки и другие финансовые учреждения хранили и поддерживали определенную документацию в течение пяти лет. Вторая часть, обобщенная в разделе 31 USC, обязывает частных лиц, банки и другие финансовые организации отчитываться об определенных внутренних и международных операциях (превышающих 10 тыс. долларов).
Денежные инструменты, ввозимые и вывозимые из страны либо вкладываемые или снимаемые в американских банках и других финансовых учреждениях, сами по себе не являются ни контролируемыми, ни незаконными. Однако сам факт перевозки суммы, эквивалент которой превышает 10 тыс. долл., должен быть декларирован в таможне в форме "A Report of International Transportation of Currency or Monetary Instruments" – CMIR (Отчет о международном перемещении валюты или денежных инструментов).
Обмен, снятие, вклад или перевод суммы, превышающей 10 тыс. долл. во внутренних банках и других финансовых учреждениях, должны быть декларированы в Internal Revenue Sеrvice -IRS (Налоговое управление, или Служба внутренних доходов) в "A Currency Transaction Report" – CTR (Отчет о валютных операциях). Лица и организации, уклоняющиеся от соблюдения этих требований, могут подвергнуться уголовной и гражданской ответственности, а сами фонды могут быть конфискованы.
Руководитель, имеющий право подписи в банке, и лица, контролирующие ценные бумаги или счета в других странах общим объемом более 10 тыс. долл. в течение одного календарного года, должны представлять отчет "A Report of Foreign Bank and Financial Account" – FBAR (Отчет о финансовых счетах в иностранных банках). Этот отчет представляется Казначейству до 30 июня включительно.
И, наконец, начиная с 1986 г., предприятия розничной торговли и частные лица обязаны заполнять форму "Reports of Cash Payments over $ 10,000 Received in a Trade or Business (IRS Form 8300)" (Отчет о наличных платежах свыше 10 тыс. долл., получаемых в торговле и бизнесе) и отправлять ее IRS.
Закон США "О борьбе с отмыванием" денег (1986 г. с поправками 1992, 1994, 1995 и 1996 гг.) установил ряд других мер, необходимых для эффективной борьбы с легализацией преступных доходов. Закон криминализировал действия по "отмыванию" денег. В соответствии с этим нормативным актом финансовая операция рассматривается как отмывание денег, если лицо знает, что средства, используемые в такой операции, приносят незаконные доходы, и если это лицо осуществляет эту финансовую деятельность или:
намеренно способствует такой незаконной деятельности.
знает, что финансовая операция осуществляется для сокрытия или утаивания подлинного характера, источника доходов, местонахождения, владения или распоряжения доходами,
знает, что проведение операции необходимо для уклонения от выполнения требований закона, касающихся представления отчета об операции.
Перевозка, перевод, отправление платежных документов считаются также "отмыванием" денег. В законе указывается на то, что перевозка является преступлением, если лицо перевозит незаконно кредитно-денежный документ из одного государства в другое или:
намеренно способствует такой незаконной деятельности,
знает, что такой документ обеспечивает получение незаконных доходов,
знает, что такая перевозка необходима для сокрытия или утаивания подлинного характера, местонахождения, источника доходов, владения или распоряжения ими,
знает, что перевозка осуществляется для уклонения от выполнения требований закона в части представления отчета об операции. В соответствии с ним банки обязаны сообщать в правоохранительные органы обо всех подозрительных сделках на сумму свыше 5 тысяч долларов (а по операциям с ценными бумагами – более 3 тысяч долларов). В инструкции Минфина подробно описываются признаки "подозрительности" сделки и процедура действий банковского служащего в рассматриваемых случаях. Наказания за нарушения указанных правил – крупные штрафы, увольнение с работы либо, при умышленных действиях, привлечение к уголовной ответственности за соучастие в "отмывании" денег.
Обязательным требованием является наличие у каждого банковского учреждения специальной программы по борьбе с "отмыванием" денег. Система отчетности, введенная законом, позволяет отслеживать указанные этапы "отмывания" денег.
Контроль над отмыванием денег в Италии. Закон Гамма-Вассали (1990 г.) установил уголовную ответственность за операции по "отмыванию" и переводам на сумму свыше 20 млн. лир и впервые в мировой правовой практике определил понятие "преступная организация типа мафия".
Уголовный кодекс Италии предусматривает наказание в виде лишения свободы от 7 до 12 лет и денежный штраф от 2 до 30 млн. лир в отношении лиц, занятых легализацией доходов и имущества, добытого преступным путем. Наказание может быть увеличено, если такие же действия совершают должностные лица, используя при этом свое служебное положение.
В результате изменения законодательства в 1990 году государство теперь обязано осуществлять мониторинг по обнаружению и пресечению попыток легализации преступных денег. Система, мониторинга предусматривает, что перевод любой суммы за рубеж сопровождается одновременным декларированием дохода.
Согласно закону № 143 от 03.05.91 переводы сумм более 20 млн. лир разрешаются только через агентства уполномоченных посредников, которые осуществляют регистрацию и идентификацию клиента. Лица же, отказывающиеся сообщать об операции или от чьего имени они осуществляют данную операцию, либо дающие фальшивую информацию, наказываются лишением свободы на срок от 6 месяцев и штрафом от 1 до 10 млн. лир.
В законе описан механизм обязательного оповещения банковской системой компетентных органов о каждом переводе более 20 млн. лир.
Похожие работы:
- Региональные особенности контроля над отмыванием доходов, полученных преступным путем
Контроль над отмыванием денег в США. Правовую базу борьбы с легализацией преступных доходов в США составляют два уровня законодательных актов – федеральные акты и законы штатов.
К числу федеральных ...
- Структура процесса отмывания денег, полученных преступным путем
Легализация преступных доходов представляет собой сложный процесс, включающий множество разнообразных операций, совершаемых разнообразными методами, которые постоянно совершенствуются. Прежде, чем при...
- Ответственность за легализацию доходов, полученных незаконным путем ("отмывание")
Одним из важных средств борьбы с преступностью является предупреждение возможности легализации доходов от преступной деятельности и обеспечение их конфискации.
Российская Федерация является участнико...
- Налогообложение доходов, полученных в натуральной форме
"Доходы (выгоды) в натуральной форме" - термин налоговых законодательств ряда стран, означающий поступления за выполненные работы, оказанные услуги в иных формах, кроме денежной, включая натуральную о...
- Отмывание денег: транснациональный характер и региональные особенности
Во второй половине 90-х годов основными источниками незаконных доходов являлись торговля наркотиками и финансовые преступления: банковское мошенничество, подлог, обман в сфере вложений в ценные бумаги...